Т 1/2

Саунд-арт проект о наследии Семипалатинского ядерного полигона

4 апреля – 3 мая, 2025
Звуковая инсталляция Камилы Нарышевой и Вики Кларк

Фотограф:
Богдан Валишин
Дизайн проекта:
Бюро Паритет

Архивные фотографии:
Тео Фрост
Камила Нарышева — художница и кураторка из Алматы. В своих проектах она исследует национальную идентичность, деколониальность, память и работу с травмой. Камила имеет степень магистра в области кураторских исследований (Смольный колледж, Бард-колледж). Сейчас она занимается звуковым искусством, организует благотворительные и образовательные музыкальные мероприятия и ведет радиошоу на Берлинской станции Refuge Worldwide о центральноазиатской музыке.

Вики Кларк — британская художница из Манчестера, работающая со звуком, электроникой и цифровыми медиа. Она исследует материальность звука, автономные системы и технологические эмоции, создавая аудиовизуальные перформансы и интерактивные инсталляции. Лауреатка премии Oram Award (2020), она сотрудничает с научными учреждениями и развивает проекты в области пространственного звука. В 2022 году под псевдонимом SONAMB выпустила альбом «SLEEPSTATES», посвящённый машинной зависимости и алгоритмическому контролю сна.

T½ (время полураспада) — звуковая инсталляция, исследующая акустическую память Семипалатинского полигона. Камила Нарышева и Вики Кларк работают со звуком как медиумом, способным передавать невидимые, но ощутимые следы катастрофических событий. 

Семипалатинский полигон — это пространство, существующее вне линейного времени. Оно становится гетеротопией — местом, в котором пересекаются исторические пласты. Пространством, находящемся в полураспаде, продолжающим свой цикл. Это также территория некрополитики, где государственная власть решала, что может быть принесено в жертву геополитическим экспериментам. Но даже в этой траектории звучало сопротивление — людей, земли, воды, воздуха.
В основе проекта — полевые записи земли, воды, воздуха и архитектурных остатков, сделанные в декабре 2024 года с помощью гидрофонов, геофонов и контактных микрофонов. Они передают следы ушедшего присутствия, создавая звуковую археологию, отсылающую к хонтологии — феномену, при котором прошлое не исчезает, а продолжает звучать в настоящем, напоминая о себе через призрачное эхо.

Художницы разработали алгоритмический патч T½ в MaxMSP и устройство Max for Live, чтобы расщеплять звуковую материальность записей, согласовывая их распад с периодом полураспада радионуклидов, присутствующих на Полигоне. Однако распад — не только разрушение, но и возвращение природы к себе. Работа фиксирует не только следы травмы, но и признаки самовосстановления экосистемы, создавая цикличную звуковую среду. 
Звук был выбран основным медиумом благодаря его способности к физическому взаимодействию с телом. Волновая природа звука позволяет ему проникать сквозь материю, создавать реверберацию, вызывать телесные отклики и активировать сенсорную память. Важной особенностью инсталляции является отсутствие визуального компонента, за исключением синего света, отдаленно отсылающего к эффекту Вавилова — Черенкова. Это осознанный художественный выбор, направленный на погружение зрителя в темпоральное восприятие аудио.

T1/2 исследует ядерный след, который, оставаясь невидимым, продолжает существовать. Инсталляция предлагает услышать неслышимое — не только память пространства, но и его медленное заживление, обращаясь к деколониальному взгляду, признавая способность места к самоисцелению.

Проект был реализован благодаря программе British Council Creative Producers

Made on
Tilda